frosya_hod (frosya_hod) wrote,
frosya_hod
frosya_hod

Categories:

Льзи, Палец императора и прочий новгородский Щеглец

В минувшую субботу прокатились по северо-западу Новгородской области, в основном по Маловишерскому и Новгородскому районам. Часть мест мы уже посещали раньше, некоторые посетили впервые. Удивило большое количество снега в новгородских лесах, местами по колено и выше. При том, что в Питере снег сошел двумя неделями ранее, а тут всё-таки на сто километров южнее, к тому же апрель на дворе.

Главной целью этой покатушки была усадьба Льзи, что затерялась в лесах рядом с заброшенным пионерским лагерем.

P1230400.JPG

Итак, с трассы Санкт-Петербург - Москва мы повернули по указателю на Малую Вишеру. Через десять километров показалось село Селище с расположенными в нём развалинами Аракчеевских казарм.

P1230348.JPG

Краснокирпичные руины сейчас настолько живописны, что их даже не хочется восстанавливать.

P1230354.JPG

К тому же они очень фотогеничны.

P1230356.JPG

Воображение легко дорисовывает картину былой красоты этого места, когда тут кипела жизнь, звучали команды и бодрые голоса, а на плацу гарцевал на коне молодой Михаил Лермонтов.

P1230350.JPG

Липовая аллея.

P1230351.JPG

Разрушены казармы были отнюдь не в войну, хотя бои тут шли не слабые, по Волхову проходила линия фронта. Ещё до 80-х годов прошлого столетия казармы были в относительной целости.

P1090264.JPG

Разбирать казармы на кирпичи, резать и сдавать в утиль балки, сделанные из английского кокса, активно начали в период перестройки, когда оставшимся без работы людям было как-то выживать.

P1230353.JPG

Дальше проехали через пристанционный городок Малая Вишера и, проехав ещё немного, повернули по указателю на деревню Городищи и горнолыжный курорт. По жутко разбитой после зимы дороге доехали до конца деревни.

Машину лучше всего оставить около трансформаторной станции. Дальше дороги нет. Чтобы добраться до усадьбы Льзи, нужно перейти железнодорожные пути, вскарабкаться на крутой откос и по лесной дорожке, вымощенной бетонными плитами, идти полтора километра, пока не уткнешься в заброшенный пионерский лагерь.

P1230365.JPG

Рядом с бывшим лагерем и находится усадьба Льзи, которая принадлежала инженеру Борейши, проектировщику Морского канала в Питере.

P1230373.JPG

Усадьба оказалась настолько интересной, что достойна отдельного поста.

P1230386.JPG

А мы по заснеженному, но уже весеннему лесу вернулись к машине и с десяток километров проехали до так называемого "Пальца императора" или "Веребьинской трубы".

P1230410.JPG

Мы тут были осенью 2010 года и место запомнилось одним из самых красивых и сюрных, что приходилось видеть в Новгородской области.

P1090276.JPG
(фото 2010 года)

Наверное, все знают легенду про то, как царь Николай I рисовал по линейке первую железку Москва-Питер, но карандаш наткнулся на приложенный к линейке палец и на прямой линии получился изгиб.

P1230408.JPG

На карте это место действительно выглядит как палец. Называется оно Веребьинский изгиб.
В действительности изначально дорога была именно прямая.

P1230405.JPG

Изгиб сделали спустя двадцать лет в 1881 году из-за того, что дальше начиналась Валдайская возвышенность и поездам тяжело было карабкаться в гору.

P1090272.JPG
(фото 2010 года)

Река Веребьюшка тут проделала высоченный каньон, поэтому решено было сделать насыпь высотой в 50 метров, а речку пустить в трубу.

P1090275.JPG
(фото 2010 года)

А в 2000 году решили опять пустить поезда по тому самому первоначальному пути, иначе Сапсанам пришлось бы на данном участке сбрасывать скорость.

P1230412.JPG

Вот так здесь и появилась эта заброшенная железнодорожная линия со столбами по бокам.

P1230406.JPG

Меньше двадцати лет назад тут ещё были рельсы и шли поезда.

P1090270.JPG
(фото 2010 года)

С насыпи открывается потрясающий вид на каньон реки Веребье.

P1230414.JPG

Еще сохранились две станции - Веребье и Оксочи. К последней мы заехали.

P1230407.JPG

Вид железнодорожный вокзал имеет унылый, хотя на стене висит табличка.

P1230403.JPG

Проветрив мозги на свежем весеннем ветру, мы поехали в обратную сторону.

Заехали к месту, где 13 августа 2007 года произошел подрыв поезда "Невский экспресс", следовавшего по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Вот здесь, за 30 метров до путепровода.

P1230419.JPG

С рельсов тогда сошли электровоз и 12 вагонов поезда; из находившихся в поезде 231 пассажира и 20 человек поездной бригады пострадало 60, более 30 было госпитализировано, трое в тяжёлом состоянии. Но никто не погиб. Поэтому на этом месте не стали делать никаких опознавательных знаков.

А мы, осматривая это место, ещё не знали, что через день трагедия повторится, на этот раз в питерском метро и с куда более печальными последствиями:((

В Малой Вишере завернули осмотреть весьма любопытную заброшку.

P1230423.JPG

Это бывшее здание депо с сохранившимся поворотным кругом.

P1230426.JPG

Цеха для ремонта локомотивов.

P1230429.JPG

Очень атмосферное место.

P1230421.JPG

Жаль, что оно так замусорено. Но всё равно понравилось.
Ходят слухи, что депо вскорости собираются сносить. Так что спешите видеть.

P1230432.JPG

Здание нефтекачки.

P1230433.JPG

Рядом со станцией стоит полусгоревший двухэтажный дом без крыши, в котором до сих пор живут люди.

P1230435.JPG

Самым сложным объектом из посещенных в тот день мест оказался так называемый камень Щеглец.

P1230437.JPG

Сдуру поехали к нему со стороны Малой Вишеры. Дорога после деревни Папоротно оказалась совсем убитой. 20 км ползли 45 минут. Лучше бы было поехать в объезд.

Затем выехали на строящуюся платную дорогу Москва - Санкт-Петербург, переехали через реку Вишеру и припарковались около нового моста.

P1230436.JPG

До камня Щеглец надо было идти 1,5 километра. Трудность заключается в том, что ни дорог, ни даже тропинок к камню нет. Лес там непростой. Приходилось переходить через грязи, преодолевать буреломы и форсировать ручьи.

sm-20170401_180107.jpg

Зато заблудиться сложно. Постоянно доносится шум от строящейся дороги, а сбоку течет Вишера.

P1230443.JPG

Река ещё не до конца освободилась ото льда.

sm-20170401_180053.jpg

Щеглец - это камень с петроглифами.

P1230439.JPG

Пишут, что петроглифы на Щеглеце датируются позднебронзовым веком (II - I тысячелетие до нашей эры). Мы не большие специалисты по петроглифам, но их древность и подлинность вызывали у нас сомнения. Делать древним людям было больше нечего, как выбивать на камне следы рук и ног. Вроде как они животных предпочитали рисовать и разные сцены из жизни.

P1230444.JPG

Уже в сумерках у нас хватило сил заехать в Новоселицкий гарнизон.

Новоселицкий военный городок является наиболее сохранившимся из всех Аракчеевских казарм и находится под охраной государства.

P1010108.JPG

Мы тут были летом 2012 года, когда из казарм только-только съехали военные. Фотки здесь выкладываю старые, так как в этот раз, в сумерках да под дождем нормальных фотографий не получилось.

P1010116.JPG

В 2012 мы наблюдали картину начинающегося запустения. Из одних казарм вывозилась какая-то мебель, другие были настежь открыты. Учебные классы представляли собой вот такую картину.

P1010109.JPG

Тогда мы думали, что все будет разграблено и комплекс Аракчеевских казарм в Новоселицах ждёт тлен и забвение. Но тем радостнее было увидеть, что через пять лет здесь сохранился порядок.

P1010117.JPG

Не знаю, что сейчас тут находится, но видели новые будки Газпрома, что-то они будут учинять.
Вот только бомбардировщик Ил-28 увезли. Он теперь стоит на каком-то перекрестке под Новгородом.

P1010118.JPG

А помпезная "Беседка Леониды Кучмы" в полном порядке.

P1010121.JPG

Как и спуск со смотровой площадкой на Мсту, выстроенный на украинские деньги.

P1010122.JPG

Новоселицкий гарнизон был нашим последним объектом за этот длинный и насыщенный первый апрельский день. Дальше был долгий путь домой под почти непрекращающемся дождём...
Tags: Новгородская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments