Уезжая из Смоленска, мы посетили это печальное место, и оно поразило нас несколькими моментами.

Мемориал оказалось не так просто отыскать. Никаких указателей к нему нет. У нас были координаты, но как ехать мы не представляли. Сначала покрутились у трассы. Потом удалось выловить местного жителя, который был в теме и объяснил куда ехать: около пожарной части и заправки есть дорога, которая и приведет к мемориалу.

(фото с сайта геокешинг)
Но даже после этого объяснения мы заехали не туда: запорошенная снегом, но проезжаемая дорожка привела нас к закрытым воротам воинской части. Оказалась, что нужная дорога сразу за заправкой отходит вправо. Она была занесена снегом, без следов, не удивительно, что мы её не заметили. Машину оставили возле пожарной части, а сами прогулялись пешком, там недалеко, около 200 метров.

Мемориал поразил своей нарочитой скромностью и простотой. Его почти и не видно было из-под снега.

Понятно, что для того, чтобы почтить память, нарочитая помпезность ни к чему, но тут уж совсем скромно: памятный камень да покосившаяся деревянная трибуна...

Ещё поразило, что до посадочной полосы оставалось всего-то несколько десятков метров. Вот он - забор военной части, совсем рядом, а там и сесть можно было. Нелепая, трагическая случайность.

Непонятно, почему самолёт сажали здесь. Аэродром запасной, маленький, использовался редко, навигационное оборудование наверняка старое, что, собственно, и признала комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши. Понятно, что был туман и, вероятно, другого выхода не было. Читала я и стенограмму радиопереговоров диспетчеров, они сделали всё, что могли. Но всё же...

(фото с Википедии)
Не вполне ясно, используется ли сейчас аэродром. Если и используется, то, похоже, очень редко. Тишина и запустение вокруг, через забор мы заметили лишь легкомоторные самолёты.

И последнее, что поразило - насколько близко от места катастрофы находится оживленное шоссе, связывающее центр Смоленска с трассой М-1, заправка и склады-магазины. Если бы самолёт упал немного в сторону, последствия могли стать ещё печальнее.

А летела польская делегация на траурные мероприятия, посвященные 70-летию расстрела польских офицеров в катынском лесу.

Делегация была представительная: кроме Леха Качинского и его супруги Марии в Смоленск летели известные политики и практически все высшее военное руководство Польши.

(фото с Википедии)
В Катыни мы тоже побывали.

Катынский лес находится в 18 километрах от Смоленска по дороге в сторону Витебска.

Расстреливали здесь и польских офицеров, и наших граждан. Мемориальная зона символично поделена на российский и польский отдел.

Польская зона.



Российскую мы смотрели уже в темноте, мало что увидели.

На участке земли, покрытом лесом, площадью примерно 90 гектаров, лежат около 10 тысяч советских граждан и больше 4-х тысяч польских военнослужащих.

Негостеприимна смоленская земля к полякам..

(фото с Википедии)
А с места крушения самолёта нас выгнали собаки. Послышался быстро приближающийся собачий лай, так что мы поспешили ретироваться со скорбного места.
