frosya_hod (frosya_hod) wrote,
frosya_hod

О поле, поле, кто тебя усеял...

На Куликово поле мы заехали случайно. Объезжали платные участки на трассе Дон, на каком-то повороте свернули не туда, глядь - а перед нами указатель "Куликово поле 10 км". Не могли не завернуть.

Так как поездка вышла спонтанной и мы вообще к ней не готовились, то, видимо, опять многое упустили. Но гуляли мы тут долго, почти четыре часа.

Куликово поле оказалось весьма приличных размеров. Сейчас оно засеяно разными сельскохозяйственными культурами, а с трёх мест к нему примыкают разные памятники и прочие архитектурные формы, выражающие нашу гордость за славных предков.

Приехали мы к перекрёстку с круговым движением. Посреди круга стоит памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому и его духовному вдохновителю преподобному Сергию Радонежскому.

Куда ехать мы не знали, сделали два круга вокруг памятника и решили вначале податься на Красный холм к самому главному мемориалу. Именно тут стоит самый большой монумент в память Куликовской битвы.

Парковка огромна, но народу на ней почти не было. Будний день, жара. Пошли к монументу.

Рядом с ним большая смотровая площадка с картой битвы. Равнина в те далёкие времена имела девяти километровую длину, но собственно поле боя лежало между Смолкой и Нижним Дубиком, притоком Непрядвы, и имело по фронту 4-5 км. По преданию, после битвы Смолка была вся красная от крови.

Тут же неподалёку стоит церковь преподобного Сергия Радонежского.

Построена в 1915 году по проекту архитектора А.В. Щусева.

Интересны башенки собора. Они символизируют главных героев победы: та, на которой водружён крест — прп.Сергия Радонежского, а та, что имеет вид шелома с прапором наверху - св.князя Дмитрия Донского. Летом храм был на реставрации, поэтому лучший вид на него открывался от шоссе.

От Красного холма поехали к селу Монастырщино, где находится музей Куликовской битвы. Ехать километров десять. Стилизованный поворот на село, указатели огромны, проскочить, не заметив, невозможно.

Здесь, в селе Монастырщино, по преданию, хоронили русских воинов. Убитых собирали восемь дней. Победа досталась дорогой ценой. Погибло около 800 военачальников, а общие потери русских дружин составили около 20 тысяч человек. На месте захоронения из дубов Зеленой Дубравы сделали часовню в память об убитых героях. Но часовня не дожила до наших времен. На ее месте к 500-летию битвы был построен каменный храм во имя Рождества Богородицы.

Ещё один памятник Дмитрию Донскому. Стоит князюшко, голову повесил, а вокруг земля русская.

На аллее славы установлены памятные знаки от благодарных потомков.

Если вдруг кому нужно, в Монастырщино есть гостиница и ресторан.

Еще заехали к новому музейному комплексу, который вот-вот должен был открыться. Сейчас, когда пишется этот пост, он уже наверняка открыт.

Новый музейный комплекс построили между Красным холмом и Монастырщино. При нём паркинг, инфо-центр, сувенирный магазин, ресторан. На улице крытые беседки, где можно перекусить, а чуть дальше оборудовали платные места для любителей барбекю. Всё очень цивильно.
Тут же руины жилого дома с хозяйственными постройками.

Когда-то здесь была деревня.

О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?

Крыша музейного центра одновременно служит смотровой площадкой. Вид с неё открывается несколько футуристический. Как-то не подходит этот диковинный вид Куликову полю, не правда ли?

Вот такое оно, поле нашей ратной славы.

Но мы на этом не закончили, а решили заодно уж съездить к Прощёному колодцу. До него от Красного холма 12 километров: 11 км по шоссе и километр в сторону по густому лесу вниз к Дону.

Вот где было полно народу! Счастливцы охлаждались в прохладных водах неширокого, только набирающего силу Дона. Нам тоже хотелось окунуться, но мы и так потеряли много времени, а ехать было ещё далеко.

Прощеный колодец мы сфотографировать забыли. Но ничего особенного.

Рядом бьют несколько ключей, устроена купальня.

Ну и непременная новая часовенка с золотыми куполами выстроена.

Приятное место, но в жару слишком суетное.

Потом наш навигатор завел нас на грунтовку, мы окончательно запутались и были счастливы, когда наконец выехали на трассу Дон, пусть даже и платную. Но это уже другая история.

Что ещё удивило и повеселило. Заехали в магазин прикупить пива на вечер. Ан нет, не продают нам пиво. Оказывается, в Тульской области продажа спиртных напитков разрешена только с 14 часов.
Пришлось закупаться под Липецком. Такие дела.

Tags: Тульская область

• Американские истории - 2

Опять о самолётах и собачках. Сейчас в США помимо собак-поводырей появилось ещё одна многочисленная группа собак, которая именуется…

• Американские истории

Рассказали тут одну историю. Летела как-то из штата Вашингтон в штат Аризона одна американская семья: родители и 7-летний сын. Только сели в…

• Беллингем - тихая гавань американского благополучия

Город Беллингхем (штат Вашингтон) находится на самом северо-западе США, вблизи канадской границы. До Ванкувера отсюда ближе, чем до Сиэттла. Этим…