От деревни Заполье мы свернули на грунтовку и поехали в деревню Клюкошицы. Там нас в первую очередь интересовал храм Флора и Лавра.
Церковь стоит на высоком обрыве и видна издалека. К тому же она окружена высокой стеной с угловыми башенками, что придает храму с погостом вид маленькой, но неприступной крепости.

На воротах висел замок и мы было подумали, что за крепостную стену не попадём, но, к счастью, замок там висит только для видимости.

Впрочем, храм всё равно оказался закрыт. Службы тут бывают только по большим праздникам, когда сюда специально приезжает батюшка.

Церковь Флора и Лавра довольно необычной архитектуры, недавно её побелили. После предыдущих тлена и безысходности вид этой церкви был отрадой для глаз.

Построена церковь была в 1870 году. После революции ей было предназначено стать складом, а потом клубом.

Во время Великой Отечественной войны немцы в рамках Псковской православной миссии привезли сюда русского священника. Священник этот при немцах читал молитвы во славу русского воинства, а после войны был загноблен советской властью. (Почти по фильму "Поп" с Маковецким в главной роли). Но церковь после войны уже ни во что другое не переделывали.

На противоположной стороне речки Тёсовки, там, где сейчас видны жуткие силикатные дома, жители как-то захотели построить новую церковь. Заложили краеугольный камень, а утром он обнаружился во дворе старой церкви. Три раза камень переносили на новое место, и три раза он возвращался на старое. Жители подумали и решили новую церковь не строить. А зря! уж очень совковое прошлое уродует пейзаж.

Вот такие легенды деревни Клюкошицы. К слову, сама деревня весьма живописна, особый колорит ей придают сложный рельеф, глубокие овраги и своя мини-крепость.

В километре от Клюкошиц находится еще одна старая деревня - Лютка.

Некогда здесь была усадьба Федора Ипполитовича Щербатского, известного востоковеда и индолога, одного из первых советских академиков. В 1910-1911 годах ученый отправился в путешествие по Индии, где приобрел редкие книги для работы. Во время посещения Тибета Щербатской сфотографировал старинные рукописи делай-ламы. Свои суждения он строил только на оригинальных текстах. Даже внешне Щербатский был чем-то похож на тибетского монаха.

После революции Щербатский, как член Российской Академии наук, с дипломатической миссией ездил в Лондон, организовывал научную экспедицию в Бурятию. Ему чудом удалось избежать репрессий, хотя его многие его ученики были репрессированы во время борьбы с идеализмом в востоковедении. Умер Ф.И. Щербатский в эвакуации в Казахстане в 1942 году.

Усадебный дом подвергся многим переделкам, совершенно исказившим его первоначальный облик. Сначала в нём обитала школа, но она съехала и теперь здание стоит растерзанное и выпотрошенное.

Фотографировать изнутри очередную мерзость запустения уже не было сил.

Усадьбу окружает одичавший и замусоренный парк, в глубине которого есть небольшой источник с каменным крестом. В парке стоит скромный обелиск со звездой.

Рядом с дорогой видны еще крепкие хозяйственные постройки, сложенные из природного камня.

А мы следуем дальше круговой грунтовой дорогой. Летом она пыльная, а нам повезло, снег забил неровности и грунтовка была ровной и белой. Машины тут почти не ездят, деревни редки и тихи.
Исстари здесь жили новгородские корабелы и из теса строили суда, которые ходили по Оредежу до Луги и дальше в залив. Поэтому и река Тёсовка (она же Тёсова, она же Тёсовая. Фото с panoramio.com).

Где-то посередине пути неожиданно возникает Новгородская область, которая вдается в 47 регион этаким аппендиксом. Новгородской дорогой мы едем километра два, не более, а дальше опять начинается Ленинградская область.
На новгородской земле стоит деревня с забавным названием Вольные Кусони, а в ней маленькая покосившаяся часовня.

Часовня не закрыта, внутрь можно зайти, наступив на лежащий у крыльца мельничный жернов. Убранство часовни совсем простое и трогательное.

Последний объект покатушки - древняя церковь в урочище Каменные Поляны. Церковь эта времён аж Ивана Грозного, что на Ленинградщине само по себе большая редкость.

Существует легенда об основании этой церкви. Ехал как-то царь Иван Грозный в Великий Новгород, хотел пограбить богатый город да заблудился в здешних болотах. И никто из жителей новгородской земли не показал царю путь на Новгород. Лишь один нашелся нехороший человек, предатель, и жил он в Каменных Полянах. Показал он царёву войску путь на Великий Новгород, дошли москвичи до Новгорода и разграбили его.

А царь приказал заложить в Каменных полянах храм.
"И выстроились царские опричники в цепочку от самого Новгорода, и передавали друг другу кирпичи и камни от Новгородских храмов, чтобы ознаменовать постройкой этой церкви свою победу. Из новгородских камней сложили фундамент, а дальше уже строили из местного сырья." (с Геокешинга).
Такие дела.

Храм был разрушен еще во время Великой Отечественной войны, а сейчас совсем плох. От наших шагов с руин колокольни свалилось два кирпича. Хорошо, не на головы.

Такая получилась поездка. В целом впечатление от этих мест в начале марта хорошо передаёт эта фотография:

Разрушенные коровники, церкви, усадьбы, поникший борщевик, заросшие сорной травой поля, хмарь и безрадостное серое небо над головой... Как же утомляет это тусклое мартовское межсезонье, от которого даже посты об интереснейших местах получаются ужасно унылыми!