И не знали мы, принимая решение ехать вдоль водохранилища, что всё потом сложится для нас не слишком гламурно.
Расположенный на границе Вологодской и Ярославской областей, город Пошехонье совсем мал - всего шесть тысяч жителей. Здесь почти не встретишь домов выше двух этажей и от этого вид городка чрезвычайно мил и провинциален. Жизнь тут как будто замерла сто, а, может быть, тридцать лет назад.
Впрочем, впечатления депрессивного города, из которого все спешат свалить, Пошехонье не производит - город опрятен, хотя и небогат, на домах замечены информационные таблички, на главной площади стоят вот такие стенды:
"После Рыбинска, Ростова, Углича и Романов-Борисоглебска, Пошехонье может считаться лучшим городом в такой губернии, как Ярославская..." К. Головщиков, 1890 год.
А в основном Пошехонье выглядит как-то так:
Пошехонье - город нестарый, образован из села Пертома в 1777 году. Село Пертома тоже, в свою очередь, не слишком дремучее, известно с 1680-х годов.
С 18 века в Пошехонье сохранились торговые ряды, они в то время строились много где и много где сохранились: характерные галереи мы видели в Шлиссельбурге, Юрьеве-Польском, Суздале, Муроме, но самые шикарные они в Костроме.
Рядом с торговыми рядами находится главный собор города - Троицкий, 1717 года постройки. От него лучами во все стороны расходятся улицы.
Собор стоит на берегу реки с ласковым названием Перетомка. Вообще, с речками у маленького Пошехонья всё в порядке, их здесь целых пять штук: уже упомянутая Перетомка, Сога, Согожа, Шельша и Троицкий ручей.
Фонари на мосту годов, наверное, 50-х.
К слову, мостов в Пошехонье тоже много. Русла речек были сильно расширены Рыбинским водохранилищем, что вызвало необходимость построить множество мостов вдобавок к уже существовавшим. Сейчас Пошехонье называют городом 5 речек и 7 мостов.
Само Пошехонье минула участь печально известной затопленной Мологи или наполовину затопленного Калязина. Хотя построенное перед самой войной Рыбинское водохранилище изменило ландшафт города, а часть территории оказалось под водой, тут была построена небольшая дамба и это спасло город. Вдобавок Пошехонье стало иметь выход к Рыбинскому водохранилищу, а оттуда к водным путям, ведущим в Москву и Ленинград.
Но выгодное расположение сейчас мало помогает городу, лучшие времена остались в прошлом. Название же Пошехонье до сих пор на слуху благодаря известному пошехонскому сыру. Нынче сыр в Пошехонье не производится, сыродельный завод разорён. А сыр с этим названием и по утвержденной технологии делают на других предприятиях России и Белоруссии. Есть планы возродить пошехонский сыродельный завод...
В сквере около собора увидели вот такой забавный артефакт. Белый пионер на белом снегу, почти сливающийся с белым небом...
Ленин на центральной площади не особо похож на прототип - пошехонский Ильич из розового гранита высок и статен. А головка махонькая:)
В ходе прогулки было замечено два музея.
Краеведческий.
И вот такой, необычный.
Ни в один не ходили.
Существует точка зрения, что именно с Пошехонья Салтыков-Щедрин писал "Историю одного города".
Но, как и в случае с Устюжной, явившейся прототипом для "Ревизора", история города Глупова могла произойти где угодно, таких маленьких, тихих, дремучих городков на Руси было много - и тогда, и в наше время.
Хотя сейчас, что Устюжна, что Пошехонье - как будто натуральные иллюстрации из книг Салтыкова-Щедрина или Гоголя. Убрать бы только машины, знаки, столбы да провода - и вот он, 19 век...
Что касается нашего дальнейшего пути в Нижний Новгород, то он сложился следующим образом. После Пошехонья навигатор повёл нас в сторону от водохранилища. Сначала было всё хорошо, но потом наша непредсказуемая женщина потребовала повернуть в поля, где дороги не было. Мы покрутились и решили ехать обратно в Пошехонье. Итого 60 километров крюк и почти час потерянного времени.
Отличным утешением за перенесенные страдания стала картина, которую мы наблюдали в месте нашего разворота. Около шоссе лежала свежесбитая лисица, около неё кружилось вороньё, а на лисице восседал огромных размеров хищник и терзал тушу. Не знаю, что это была за птица и откуда она взялась в этих краях зимой, но точно это был не ястреб, а скорее всего какой-то вид орла. Размах крыльев птички, когда она соизволила слететь с лисицы перед самым нашим капотом, впечатлял. Сделать приличный снимок мы, к сожалению, не успели.
А Пошехонье рекомендуем, как город, совсем не испорченный туризмом. Туристы здесь также редки, как орлы на обочинах.