frosya_hod (frosya_hod) wrote,
frosya_hod
frosya_hod

Categories:

Кавказ-Крым 2021, часть 1: кое-что по дороге, Северная Осетия, горная Ингушетия

Этим летом хотелось гор, солнца, моря и оглушительного стрекота цикад. Мучительного выбора, куда податься, не было, хоть один плюс от злоебучего вируса. Главными за горы назначили Кавказ, морей получилось аж три - Каспийское, Чёрное, Азовское; солнце и цикады шли бонусом. Набросали себе интересностей по пути, чтобы не было монотонной езды - и маршрут готов. Всего получилось 10478 километров по 19 российским регионам, ездили 30 дней.



Под катом - первая часть маршрута: Звенигород, Елец, Кисловодск, Кармадонское ущелье, Даргавс, Владикавказ, горная Ингушетия, Грозный.
Первым посетили Звенигород. Сюда мы собирались заехать ещё в прошлую майскую поездку, но тогда не хватило времени, да и холодный май не особенно располагал к длинным прогулкам. В этот раз с погодой было всё отлично, Звенигород пошел на ура. Хотя лично я Звенигород представляла себе другим, более урбанистичным. А он маленький и провинциальный, и очень зелёный.
Валы звенигородского городища:



Здесь жил Чехов:



А здесь он отдыхал:



Заехали в Саввино-Сторожевский монастырь. Это один из самых древних монастырей на территории Московской области. Храм Рождества Богородицы, что на снимке внизу, построен в 1405 году. Имеются тут и дворец царя Алексея Михайловича, и царицыны палаты, и трапезные, и стены с башнями, и колодец, чуть поодаль есть святой источник с купальней.



Вообще, чем больше узнаём Подмосковье, тем больше им проникаемся и тянет приехать ещё.



На второй день пути заехали в город Елец Липецкой области.



Здесь на удивление хорошо сохранилось несколько улиц малоэтажной исторической застройки с особняками, фабричными зданиями, уездными школами, яслями, храмами, деревянными домами и прочей красотой типа водонапорок. И совсем немного современных вкраплений, то есть при желании можно открыть телепорт в конец 19 века.



Конечно, это не Тула и не Ярославль, денег в Елец явно вливается маловато и город выглядит немного подзапущенным, но потенциал у Ельца большой.



Почти полдня по Ельцу гуляли.



Так же, как и по пути в Грузию пять лет тому назад, решили после тяжелого перегона по трассам Дон и Кавказ передохнуть в КМВ. Тогда мы гуляли по Пятигорску, в этот раз выбрали Кисловодск.



И, благодаря шикарнейшему кисловодскому парку, здесь понравилось больше, чем в Пятигорске.



В Кисловодске очень приятно пахнет, почти как во Франции, вместо ласточек летают стрижи, есть танцующие фонтаны а-ля Лас-Вегас, а в воздухе разлита расслабленная курортная атмосфера, почти не изменившаяся со времен Лермонтова.



Конечно, измучились нарзаном. Минеральная нарзанная река течет по самому центру города.



Неожиданно для себя зашли в музей Солженицына. Он небольшой и в общем-то ни о чём. Но само сохранившиеся здание бывшей дачи весьма интересное.



В музее показывают короткий документальный фильм. Из него узнали любопытный факт, что маленький Солженицын считал, что Кисловодск - это край света, потому что рядом с домом находился поворотный круг, поезда разворачивались и шли обратно. А за Кисловодском уже горы, дорог дальше нет.



И юный писатель был прав, что-то есть в Кисловодске от края света и, хотя это было самое начало поездки и мы предвкушали ещё много всего интересного, отсюда не хотелось уезжать.



Но дорога звала и далее мы отправились в Северную Осетию. Здесь главной целью было Кармадонское ущелье, где даже в яркий солнечный день не отпускает ощущение тревоги.



Особенно жутковато становится, когда заходишь в тоннели. В 2002 году, когда пришло известие о гибели съёмочной группы Сергея Бодрова, была надежда, что кому-нибудь удалось спастись в одном из таких тоннелей.



Но ледник Колка не пощадил никого.



Мы доехали до памятника погибшим от ледника, который находится в фантастически красивом месте, в самом начале Кармадонского ущелья.



Отсюда открывается вид на северный склон Казбекско-Джимарайского горного массива, откуда почти двадцать лет назад сошел ледник.



Заброшенный горнолыжный курорт.



Совсем рядом отсюда одна из главных достопримечательностей Северной Осетии - город мёртвых Даргавс.



Это, конечно, вовсе не город, а склон горы, облепленный склепами очень необычной формы.



На самом верху города мёртвых родовая башня, а в склепах – черепа, кости, остатки одежды. У меня есть личное табу на фотографирование мёртвых в любой ипостаси, поэтому фоток внутри склепов не покажу, но выглядит это всё так себе.



Лет пять назад мы бывали в Хевсуретии, в Муцо, где тоже были подобные склепы, но там черепа и кости были в порядке. В Даргавсе же человеческие останки больше напоминают кучу мусора, кости вперемешку с истлевшей одеждой, кое-где засыпаны чем-то вроде хлорного порошка. Крыши сложены особым образом, чтобы во время дождей вода бежала каскадами, и внутри склепа было сухо.



Аланы хоронили тут своих мертвых начиная с 16 века. Когда могильник заполнялся, первых усопших спускали в ямы в фундаменте, а освободившиеся полки использовали дальше. Например, тут в одной небольшой фамильной усыпальнице покоятся до сотни родственников. Говорят, что в 18 веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, некоторые больные, предчувствуя близкий конец, добровольно уходили в город мертвых, забирались в склепы и там ждали своей кончины.



Честно говоря, я думала, что в Даргавсе более дикое место. А тут сейчас охрана, видеонаблюдение, билетная касса, да и туристов полно, весёлых и галдящих. Никакой аутентичности и мистики, как было, например, в вышеупомянутом грузинском Муцо.



В обратный путь в сторону Владикавказа наш навигатор повёл нас по раздолбанному серпантину с уклоном вниз не менее 20 градусов. Было очень страшно и, судя по скорости ехавших впереди машин, очко играло не только у нас. Лучше, конечно, было вернуться той же дорогой через Кармадонское ущелье.



Ночевать приехали во Владикавказ. Пять лет назад по пути в Грузию мы незаслуженно обошли столицу Алании вниманием, а город, несомненно, заслуживает посещения.



Такую целостную историческую застройку в центре бывшего губернского города редко где увидишь.



Правда, сейчас в центре Владикавказа идёт масштабная реконструкция, главные улицы перекопаны, но это можно легко перетерпеть.



Особый колорит и шарм столице Северной Осетии придаёт текущий через центр города бурный мутный Терек...



...большой тенистый парк на его берегу...



... и близость высоких гор - заснеженные пики Кавказа отлично видны с верхних этажей отеля "Владикавказ", где мы жили.



Из Владикавказа мы отправились в горную Ингушетию и эта часть маршрута так и осталась самым ярким впечатлением всей поездки. Красота тут необыкновенная!



Здесь, в горах, мы, в основном, осматривали башенные комплексы, или, как их поэтично называют "уснувшие города Ингушетии". Уснувших городов мы посетили около десятка, хотя их намного больше.



Выгнанные из своих родных мест в 1944 году, когда по приказу Сталина вайнахов депортировали в казацкие степи, ингуши даже после реабилитации в свои родовые аулы уже не вернулись. Кто-то пишет о негласном запрете селиться выше 1000 метров над уровнем моря, кто-то о том, что ингуши научились земледелию и не захотели снова лезть в горы, где жизнь несравнимо суровее. Так или иначе, теперь эти башенные города - просто музей под открытым небом.



Наибольшее впечатление на нас произвели Эгикал...



...Хамхи...



...Таргим...



Но главное - Пялинг..



..и Цори..



Цори - это самый труднодоступный из башенных комплексов. Самый угол горной Ингушетии, на границе с Чечнёй и Грузией. Здесь полное безлюдье, тишина и дичь, почти нет машин, из жилья – только одинокие коши.



Дорога туда - это горный серпантин на одну машину, очень тяжелый, с камнями и ямами. Нам ещё повезло, что была идеальная погода, как тут в дождь, когда мокрая глина наматывается на колёса и машину начинает заносить, лучше не думать. Зато вокруг нереальная красота - высокогорные луга с пасущимися на них стадами коров и овец, лошади на вольном выпасе перебегают дорогу, вдалеке белеют вершины Кавказа.



О горной части Ингушетии я потом обязательно напишу подробнее.



Отсюда наш путь лежал в Дагестан через Чечню.



Чечня оставила нас равнодушными - увидели то, что и ожидали увидеть: новые аулы и города, отстроенные после войны на большие федеральные дотации.



Чисто, хорошие дороги, порядок, много полиции. Нет бензина привычных брендов, все заправки какие-то левые. Вопреки ожиданиям, нас тут ни разу не остановили и не проверили документы.



В отличие, кстати, от горной Ингушетии, там тотальная проверка на въезд и на выезд, да и в Цори нас проверяли неожиданно возникшие из полуразрушенного склепа погранцы с автоматами.



Погуляли по центру Грозного.



Заехали в Аргун.



За сим закончили первое знакомство с Чечнёй.



Следующим был Дагестан. О нём - в следующей части.

Tags: Ингушетия, Липецкая область, Московская область, Северная Осетия, Ставропольский край, Чечня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments