Разваливающиеся дома, баньки без крыш и окон, превратившиеся в груду брёвен сараи, заболачивающиеся дороги, зарастающие сорной травой участки, кусты, заваленные всевозможным мусором - такой предстала нам деревня Осинкино Новоржевского района.

Деревня Осинкино живописно расположена на высоком берегу Сороти. Это не какая-то отрезанная от цивилизации деревня: с одной стороны к ней идёт асфальт от Новоржева, с другой - вполне приличная грунтовка от бывшего совхозного центра Вехно.

Две раскидистых ёлочки отмечают въезд в деревню.

Осинкино - деревня не заброшеная. В ней есть две улицы. Одна улица примыкает к другой под косым углом. Дома на той улице, что примыкает, уже практически все разрушились, а дороги там нет.

А вот вторая улица деревни, расположенная параллельно Сороти, напротив, ухоженная и явно живая. К сожалению, пройти по ней не удалось, навстречу нам выскочили два агрессивных пса. Они были не привязаны и вели себя очень негостеприимно. Пришлось разворачиваться и вновь брести через болото.

А там картина другая. Целая улица развалин.

Дороги в этой части Осинкино превратились в болото:

Не стало дороги к домам - люди перестали ездить. Сарайчики ветшают и разрушаются первыми. Дома держатся дольше, но и они обречены.

Земля стремительно зарастает кустарником, в котором валяется всякий мусор и хлам.

Наверное, это была банька. Скоро её совсем поглотит молодой березняк.

Есть в Осинкино и небольшой "музей" отечественного автопрома.

Как это типично для Псковщины: дверь ещё на замке, а вот окна уже нет.

Ещё совсем недавно тут был колодец-журавль, его остов виден на заднем плане. В окнах дома белеют занавески, может, он ещё не совсем заброшен?

Кроме собак, мы никого в деревне не встретили.

Осинкино не пострадало в войну. Её не сожгли, как, например, Свистогузово. По округе эта деревня всегда славилась своей зажиточностью.

Последний раз я здесь была больше десяти лет назад. Тогда это была живая и ухоженная деревня.

Псковщина в этой её части вообще выглядит очень грустно. В городах ещё есть какая-то работа, в основном, за счет туризма в Пушкинском заповеднике и редких пищевых производств типа "Молочных продуктов Пушкиногорья". В окрестных же деревнях жизнь как будто остановилась, особенно зимой, когда нет дачников.

Не особо задаётся здесь и с фермерским хозяйством, хотя, казалось бы, есть и луга для выпаса и заготовки сена, и поля под сельскохозяйственные культуры. В советские времена тут всегда были неплохие урожаи и надои. Что особенно удивительно - даже постоянно живущие в деревне не держат личный скот, ни коров, ни поросят, потому как в нынешней экономической ситуации это выходит невыгодно. Только куры бегают по дворам.

Есть маленький островок благополучия - отельный комплекс в Алтуне с хорошим рестораном, который был бы не прочь закупать натуральные продукты у местного производителя. Но в силу разных причин этого тоже не происходит.

Как следствие - местный народ валит из деревень, причём, в последнее время стремятся уехать даже пенсионеры. Начинается другая жизнь, другие заботы и уже не хватает ни сил, ни времени, ни средств на оставленный дом. Дома же без ухода живут совсем недолго: три года безвременья и начинаются необратимые разрушения, когда легче дом пустить умирать естественной смертью, чем отремонтировать или продать. Вот и превращаются в тлен бывшие деревни, стремительно пустеет псковский край…

Численность населения в Псковской области неуклонно снижается с 1926 года, когда был в последний раз зафиксирован его прирост. Хотя этот процесс свойственен многим регионам России, родной Псковщине в этом отношении особенно не повезло: она находится между тремя "пылесосами" - Москва, Питер, Прибалтика - и очень сильно пострадала от войны. В ХХ веке население Псковской области сократилось в три раза, 37% от 1913 года, больше всего по России. И деревня Осинкино в этом отношении очень показательна.

Но иногда, как бальзам на душу - видишь ухоженный домик и выкошенный участок и думаешь, что ещё не всё потеряно.

Осинкино для меня не просто абстрактная деревня. В ней 27 августа 1902 года родилась моя бабушка - Семёнова Анна Константиновна. То есть Осинкино - это моя малая родина.

Мой прадед -Тимофеев Константин Тимофеевич - тоже родился в Осинкино. Жену его звали Наталья, у них было три дочери.

Тем обиднее видеть, как ветшает и разрушается Осинкино.

Возможно, летом Осинкино выглядит повеселее, но в сумрачный январский день деревня оставила гнетущее чувство грусти и безысходности.

← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →