frosya_hod (frosya_hod) wrote,
frosya_hod

На западный край Европы. Часть 22 и последняя. Белосток, Каунас, Псковщина

7 августа.

Путешествие на край Европы и обратно неумолимо вышло на финишную прямую. Оставались полторы тысячи километров по автобанам Польши, Литвы и Латвии и пятьсот вёрст по дорогам Родины.
Польша в отличие от перерытой ремонтами Чехии проехалась на ура. Но пробку мы всё-таки словили и было это на подъезде к Белостоку. Много лет этот бывший город Русского мира оставался в стороне от наших маршрутов и вот наконец-то мы решили познакомиться с Белостоком поближе.

Белосток - центр региона Подлясье (Подляшье). Это зеленые легкие Польши – здесь находятся Беловежская Пуща, в которой благополучно живут и размножаются родственники американских бизонов - зубры, болота Бебжи, лесной массив Пуща Кнышинская. Беловежскую пущу, часть территории которой находится в соседней Белоруссии, Юнеско признало мировым резерватом биосферы, а также поместило его в списке мирового культурного наследия.

То, что до границы с Белоруссией от Белостока меньше ста километров, мы почувствовали сразу. На первый взгляд город показался похожим на белорусские города - Витебск, Полоцк, Минск. Те же широкие проспекты, опрятность, похожая архитектура, обилие зелени и цветов. Микрорайоны, построенные в годы советской эпохи, вообще не отличишь от Белоруссии, или даже от России, если её немного причесать и благоустроить. Этот снимок мог быть сделать в равной степени и в Минске, и в Белгороде.

Прогулку по мы начали от необычного костёла Святого Роха.

Архитектура его причудлива, поляки утверждают, что он такой один в Европе. Перед костёлом стоит скульптура Христа, раскинувшего руки.

У подножия собора - памятник погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. Очень больная для поляков тема. Мы не раз, ловя местное радио, натыкались на передачи об этой авиакатастрофе. Подробнее о ней я писала тут: https://frosya-hod.livejournal.com/95744.html

От костёла Святого Роха начинается Липовая улица.

Здесь можно увидеть городскую скульптуру, например, забавный памятник путешественникам.

В бывшем уездном городе Гродненской губернии, а России Белосток принадлежал целых 114 лет, с 1807 по 1921 года, сохранился православный собор святителя Николая.

Центральная площадь Белостока, бывшая рыночная, очень уютна и в то же время просторна.

Здесь находится ратуша в стиле барокко (ныне музей).

Посередине площади расположен фонтан с фигурками детишек наверху.

Замыкает площадь краснокирпичная Базилика Мнейша – большой неоготический костел начала ХХ в. Это центральный костёл города, здесь регулярно проводятся органные концерты.

На площади происходит основная тусовка, здесь сосредоточена основная масса всех кафе и ресторанчиков. В одном из них мы засели. Обслуживали почему-то очень долго, мы успели забронировать отель в Каунасе. Вот всегда так - сначала делаем, потом думаем. Когда ввели координаты гостиницы в навигатор, вдруг выяснилось, что мы пребудем в Каунас в двенадцатом часу ночи. И - блин, отель был неотменяемый!

Так что времени на осмотр Белостока у нас не осталось. Оставшуюся часть мы смотрели почти бегом и не успели посмотреть самое интересное - дворец Браницких, дворцово-парковый комплекс в стиле позднего барокко, восстановленный после второй мировой войны. Ну что ж, будет повод вернуться, Белосток этого заслуживает.

В Каунас мы въезжали уже в кромешной темноте и под проливным дождем. Тьма была такая, что в нескольких метрах от машины ничего не было видно. Честь и хвала нашей девушке в навигаторе, она виртуозно вывела нас прямо к отелю. Сама же гостиничка была так себе, но в самом центре и с уютным балкончиком, где мы в ночи избавлялись от лишнего вина.

За 7 августа прехали 825 км.

8 августа.

С утра пошли погулять по дождливому Каунасу.

В Каунасе бывать уже приходилось, но дело было давно. Много лет мы вероломно проезжали туда-сюда мимо второго по значению города Литвы. Судя по погоде, Каунас, вероятно, обиделся на столь явный игнор. Во всяком случае, дождём нас поливало нещадно и мы в конце концов вымокли до нитки. Разбалованные месяцем шикарной солнечной погоды, второй зонт мы легкомысленно оставили в машине.

Впрочем, что-то мы успели посмотреть до дождя.

Костёл Святого Франциска Ксаверия. Построен на площади возле ратуши иезуитами в начале 18 века.

Городская ратуша. Белый лебедь, как её называют.

Милый памятник на Ратушной площади.

Церковь Витовта, одна из самых старых церквей Литвы и самая старая в Каунасе. Находится на берегу реки Неман.

Какая-то маленькая симпатичная церквушка около нашего отеля, забыла, как она называется.

Каунасский замок. Самый старый каменный замок Литвы. Зановоделили его только, старины не чувствуется.

Раскопки.

Дом Перкунаса. Это самое первое готическое светское здание города первоначально было построено ганзейскими купцами и было их конторой.

До многого из запланированного к осмотру мы не дошли, дождь нас окончательно доконал. Правда, мы собрали волю в кулак и таки доехали ещё до Пажайслисского монастыря, живописно расположенного на полуострове в Каунасском водохранилище.

Ансамбль монастыря был спроектирован для монахов камальдулов итальянским архитектором Джованни Батиста Фредо, освящен в 1712 году.

Странным оказался этот монастырь. С одной стороны он тесно соседствует с явно светскими рестораном и гостиницей, с другой стороны монастырь очень закрытый и попасть внутрь можно лишь с экскурсией, записываться на которую нужно сильно заранее.

Без экскурсии можно посмотреть только внутренний дворик, но даже туда попасть оказалось нетривиальной задачей.

Мы долго ходили вокруг стен, не зная, как попасть внутрь. Собрались было, как д"Артаньян со товарищи-мушкетёры штурмовать стены монастыря, но в конце концов нам объяснили, что вход в монастырь через маленькую незаметную калитку, а для того, чтобы войти, надо позвонить в звонок.

Собственно внутренний дворик с двумя колодцами, окруженные могучими деревьями.

Были весьма удивлены, увидев на стене ракушку - символ паломнического пути. Посох, украшенный раковиной, должны были держать в руках путники, идущие в Сантьяго-де-Компостела. Но где Сантьяго, а где Каунас?

После монастыря уже не останавливались поехали на границу. Прошлось грёбаное Гребнёво стандартно, за три часа, быстрее редко когда удается проходить этот самый нелюбимый нами пограничный переход.

За 8 августа проехали 525 км.

9 августа.

Заночевали у любимых родственников в Пушкиногорье, а в заключительный день поймали последнее приключение. Поехали мы не вполне тривиально, по трассе Великие Луки - Порхов. И - опаньки! - без всяких предупреждений уперлись в ремонтируемый мост и перекрытую трассу. Пришлось тридцать километров тащиться в объезд по жутко разбитой и раскисшей после вчерашнего дождя грунтовке.

Заехали к Луневскому озеру. Озеро примечательно тем, что именно отсюда берут лечебную грязь для курорта Хилово, расположенного в 15 км далее.

В трёхстах метрах от озера находятся бетонные короба, в которых держат грязь.

От берега до коробов проложены рельсы, по которым вагонеткой возят грязь с озера.

Глубина водоёма составляет всего полтора метра, но зато слой грязи на дне достигает трёх метров, можно увязнуть. Грязь хоть и лечебная, но мазаться ею надо очень осторожно - можно получить ожог.

Напоследок остановились у знаменитых павских полей, славных своими маками. В этом году павские маки цвели особенно обильно и впечатляюще, но мы, к сожалению, застали лишь излёт цветения.

Но всё равно это было очень красиво. Так сказать, наш ответ лавандовым полям Прованса.

И на этой приятной ноте мы закончили своё путешествие. Напомню, что длилось оно 32 дня, проехали мы 12628 км и посетили 15 стран.

За 9 августа проехали 525 км.

Сейчас, спустя год после поездки, когда КОВИД закрыл границы и непонятны перспективы на будущее, я тихо радуюсь, что мы тогда всё-таки решились на это авантюрное путешествие. Много было сомнений, мы думали отложить, сократить, урезать, но не передумали, не отложили, не сократили и не урезали. И теперь воспоминания о чудесных виденных местах помогают переживать смутные времена и продолжать верить в то, что "вот это всё" когда-нибудь закончится и мы когда-нибудь снова будем стоять на очередном краю Земли без всяких масок, перчаток и социальных дистанций...