
Добирались до намеченных мест по Новоприозерскому шоссе, за Лосевым завернули налево, а в Мельниково на круге ушли в сторону Выборга. И вскоре - опа! - первый сюрприз.

В Бородинском сразу за железнодорожным переездом нас затормозил пограничный контроль. Мы не знали, что со стороны Приозерска, как и со стороны Выборга, тоже есть проверка документов. Повезло, что все захватили паспорта. Но не уверена, что всегда достаточно паспорта с российской пропиской или финской визы. Встреченные позднее на скалах туристы поведали, что по правилам требуется оформлять разрешение на въезд в погранзону. Как же бесит эта глупость с нашими погранзонами!

Первая остановка в Свободном, бывшем финском Кирву. Заехали на старое финское кладбище.

Кладбище ухоженное, скорее всего, финны за ним и присматривают. Сохранились могильные плиты, хотя далеко не все.

Ещё совсем недавно в Свободном стояла воинская часть, заброшенные строения которой стоят рядом с кладбищем в лесу. Говорят, что при строительстве забора вокруг части использовались старые могильные плиты.

(фото Романа Сабелькина)
Далее отправились в центр селения Кирву, к красивому месту на высоком берегу озера, где ещё не так давно стояла кирха.

Лютеранская церковь была построена из дерева по проекту архитектора Матти Салонен в конце 19 века.
Обе войны не затронули храма, пропало лишь всё внутреннее убранство - было уничтожено в советский период 1940-41 годов, там было зернохранилище.

Сгорела лютеранская церковь в 1978 году.

Сейчас место фундамента расчищено, на траве лежит информационная табличка с текстом, явно написанном каким-то финном.

На самом высоком месте стоит полуразрушенный памятник. Верхняя часть памятника была утрачена в советские годы. По слухам, она находится у одного из местных жителей.

А рядом лежит вот такая записка:

И что-то так мне стало жалко финнов, выгнанных с родных мест в Кирву и других финских поселениях. Уже два поколения выросли с тех пор, а потомки их всё ездят и ездят на бывшие хутора, ухаживают за уцелевшими могилами предков и за тем, что осталось от прошлой жизни...
Больше мы ничего в Свободном не посещали, по селению не ходили, по заброшенной воинской части не гуляли, так что селение Кирву произвело на нас хорошее впечатление.

От Кирву идет прямая дорога до так называемых Альтернативных скал, однако для пузотерок она не проезжабельна. Поэтому к скалам мы поехали в объезд, через Топольки.

Эти скалы, находящиеся где-то в десяти километра от границы с Финляндией, между Свободным и Топольками, должны были стать хитом нашей небольшой покатушки по северу Карельского перешейка. Собственно, хитом они и стали.

Здесь было классно. Скалы. Эхо. Кроны сосен и ёлок на фоне голубого неба. Почти полное безлюдье. Ветра нет совсем. Тишина такая, что в ушах звенит.

На озере как раз установился первый лёд. Он тут очень прозрачный, видно дно озера.

Кругом причудливые нагромождения скал.

Забрались на скалу высотой 116 метров. Она здесь самая высокая.

Эти скалы популярны у альпинистов. По высоте и протяженности маршрутов, разнообразию и сложности рельефа они считаются наиболее интересными среди скал Карельского перешейка.

(фото Романа Сабелькина)
Виды с вершины скалы на озёра и зелёное море тайги завораживали. Отсюда хорошо видны трубы ЦБК в Светогорске и в соседней Иматре. Озеро внизу называется Треугольное.

Порадовало почти полное отсутствие мусора на стоянках. Чужие здесь не ходят.

Но стоянок тут, в отличие от Ястребиного, совсем немного. Везде хаотично разбросанные камни, ровных площадок под палатку почти нет.

Далее был часовой перегон до следующей точки, любопытных пещер под Каменногорском. По пути заехали и в сам Каменногорск, бывший финский Антреа.

Когда-то давно, ещё в детстве, когда Ладожский мост ещё не был построен, мы ездили в Петрокрепость электричкой через Финляндский вокзал. В главном зале вокзала, на всю стену, висела огромная карта Карельского перешейка. Стоя за билетами или в ожидании электрички, я не сводила с карты глаз. Карельский перешеек был изображён весьма условно, но меня тогда манили находящиеся в отдалении от других населённых пунктов города Светогорск и Каменногорск. Воображение рисовало светлые сосновые боры, прозрачные озёра, пляжи с жёлтым песком, гранитные скалы и среди всей этой красоты уютные деревянные домики. Детская память надолго зафиксировала в голове эту воображаемую картинку. Каково же было моё разочарование, когда спустя многие годы я наконец приехала в Светогорск и Каменногорск и увидела унылые совковые поселения, пожалуй, самые депрессивные места 47 региона...

Впрочем, в Каменногорске всё-таки есть одно приятное место. Это парк Антреа.

За замшелой каменистой оградой мы увидели второй за этот день фундамент бывшей кирхи.

Построена церковь была в 1893-94 годах по проекту архитектора Ф. Миерица. Была она деревянной, имела два медных колокола, орган, алтарную роспись, электрическое освещение и центральное отопление.
Кирха погибла летом 1941 года в момент отступления с боями Красной армии.

По сохранившемуся фундаменту можно прикинуть немаленькие размеры церкви.

Здесь тоже, как и в Кирву, всё довольно ухожено. Снова неравнодушные финны?

И последнее место из посещенных в тот день было и самым интересным. Это пещеры у селения Красный Сокол (бывш. Соконлинна).

Около шоссе есть импровизированная парковка на одну машину, а дальше к пещерам ведёт тропа. Идти недалеко - всего метров двести.

Два гранитных подземелья находятся рядом.

В пещерки обязательно стоит залезть.

Они совсем небольшие, эти две пещеры, внутри имеют необычную каплевидную форму, с гладкими стенами.

Специалисты до сих пор спорят о предназначении этих пещер. Так, в книге «Подземелья Северо-Запада России» (Потравнов А., Хмельник Т., Мирошниченко П. - СПб.: Балтийская звезда, Аврора, 2015. – серия Русская Одиссея) авторы делают предположение, что пещеры в Соканлинне подвергались антропогенному воздействию и использовались либо как хранилища, либо как своеобразные "бани-сауны".

Подробнее с различными точками зрения на происхождение пещер можно ознакомиться в этой статье: https://regionavtica.ru/articles/peshery-sokanlinny.html

(фото Романа Сабелькина)
Любопытен факт, что об этих пещерах ещё в 1945 году писал Захариус Топелиус. Топелиус указал вполне точные размеры подземелий, а также привёл местные легенды, связанные с этой местностью.

(фото Юрия Куроедова)
Чуть поодаль находится ещё одна пещера, совсем не похожая на первые две.

Она представляет собой целый скальный лабиринт с разветвлениями. В них вполне могло прятаться местное население в случае какой-либо опасности.

Жаль, что в конце ноября световой день совсем короткий. Вроде бы ещё рано, но пора двигаться домой. Скорей бы уже весна и белые ночи!

Карта маршрута:
