
Удивительно, но мы тут ещё не были. Наш первый визит пришелся на холодный, но солнечный позднемартовский день. Конец марта в этом году больше напоминает середину февраля. На каналах и на Ладоге лёд выглядел вполне крепким. Машины, правда, по льду не ездили, но вот снегоходы - вовсю. Рыбаков тоже была прилично, почти вся парковка заставлена. Но мы приехали не за рыбой...

Кобона - деревня старая, ей уже перевалило за пятьсот лет. Название Кобона переводится как «осина». Из старых построек здесь сохранилась Никольская церковь, более всего примечательная тем, что это церковь-маяк. С 2000 года действует как подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.

Но, конечно, больше всего Кобона известна в связи с легендарной Дорогой жизни. Именно тут начиналась эта дорога, спасшая жизни многих блокадников.

Зимой по ледовой магистрали проходили "полуторки" и "трехтонки". Летом в навигацию грузы и людей доставляли в Кобону моряки Ладожской военной флотилии и речники Северо-Западного речного пароходства.

Не так давно, в сентябре 2014 года, в Кобоне был открыт памятник легендарной «полуторке». Машину - одну из тех, что перевозили продовольствие, боеприпасы и беженцев в годы войны - нашли на дне Ладоги дайверы, подняли и восстановили.

Есть в Кобоне и памятник паровозу. Монумент представляет из себя его переднюю часть. Паровоз был привезён активистами из Пскова. Позже памятник был отреставрирован и стал частью музейной экспозиции.

В Кобоне есть два музея, посвященных "Дороги жизни". Один негосударственный, расположен в здании базы отдыха "Весёлый Роджер". Музей интересный, много подлинных экспонатов, в том числе поднятых со дна Ладоги. Но мы в него не пошли. На входе в музей и гостиницу висит проект создания в Кобоне историко-культурной зоны, посвященной блокаде и ледовой переправе. Планируется нечто грандиозное, особенно поразил воображение поезд с цистернами, уходящий в канал.

Но пока тут так:

Второй музей государственный, находится в бывшем здании школы. 14 мая 2010 года двухэтажный деревянный дом бывшей школы, где располагались музей Дороги жизни и музей поэта Александра Прокофьева, сгорел вместе со всеми экспонатами. Сохранились лишь каменная цокольная часть здания и крыльцо из путиловского известняка со стороны лицевого фасада. Однако к сентябрю 2015 года здание было полностью восстановлено по чертежам оригинала.

Это место на фотографии Прокудина-Горского, 1909 год.

Кроме того в Кобоне представляет интерес гранитный щитовой мост (северный водоспуск), входивший в Мариинскую водную систему.

А мы берегом Староладожского канала поехали дальше, в сторону деревни Черное. Канал здесь зарос лесом, вокруг сплошные болота.

Деревня Черное находится при Сатманском заливе, рядом в Ладогу полукругом вдается мыс Песоцкий
нос.

Чёрная раскинулась по обе стороны Новоладожского канала, половинки деревни соединены понтонным мостом.
Мост разводится оригинально. Он отстыковывается от одного берега и вращается как стрелка часов, освобождая русло канала. Управляется все это с помощью двух воротов с тросами и весьма колоритного мужчины, который крутит все это хозяйство, стоя на мосту.

Чуть дальше над домами возвышается Ильинская церковь 1874 года постройки. Еще совсем недавно она представляла жалкое зрелище: яркий верх, обшарпанный низ. Но теперь храм покрасили в спокойный желтый цвет и он смотрится вполне себе нормально.

До Ладоги от церкви совсем близко. Правда, озеро тут обмелевшее и заросшее и чтобы дойти до воды - надо постараться.

За деревней Черное дорога вдоль Староладожского канала заканчивается. Дальше либо по воде, либо морозной зимой по замерзшему каналу на машине. Через пару десятков километров будет нежилая деревня Дубно с дубновским водоспуском. Надеюсь, когда-нибудь исполнится моя мечта доехать на лодке с мотором от Шлиссельбурга до Новой Ладоги, тогда доберемся и до Дубно.
