frosya_hod (frosya_hod) wrote,
frosya_hod
frosya_hod

Categories:

На ладожских каналах

Раннее детство я провела в Шлиссельбурге. Тогда этот городок был тих и патриархален и назывался Петрокрепость. С тех пор у меня особая любовь к поселениям, расположенным вблизи большой воды, среди рек и каналов. Эдакие свои маленькие Венеции, где местным жителям важнее иметь лодку, чем автомобиль. Здесь особая атмосфера и пахнет рыбой и свежим ветром. Таковы новгородские Взвад и Устрека, псковские Сосно и Раскопель (эти, правда, без каналов, но очень хороши), вологодский Белозерск, наши Новая Ладога, Шлиссельбург и Свирица. И такими оказались две деревни на берегу Ладоги, раскинувшиеся на берегах двух каналов - Чёрное и Кобона.

sm-20180324_134725.jpg

Удивительно, но мы тут ещё не были. Наш первый визит пришелся на холодный, но солнечный позднемартовский день. Конец марта в этом году больше напоминает середину февраля. На каналах и на Ладоге лёд выглядел вполне крепким. Машины, правда, по льду не ездили, но вот снегоходы - вовсю. Рыбаков тоже была прилично, почти вся парковка заставлена. Но мы приехали не за рыбой...

sm-20180324_133738.jpg

Кобона - деревня старая, ей уже перевалило за пятьсот лет. Название Кобона переводится как «осина». Из старых построек здесь сохранилась Никольская церковь, более всего примечательная тем, что это церковь-маяк. С 2000 года действует как подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.

sm-20180324_135846.jpg

Но, конечно, больше всего Кобона известна в связи с легендарной Дорогой жизни. Именно тут начиналась эта дорога, спасшая жизни многих блокадников.

sm-20180324_134040.jpg

Зимой по ледовой магистрали проходили  "полуторки" и "трехтонки". Летом в навигацию грузы и людей доставляли в Кобону моряки Ладожской военной флотилии и речники Северо-Западного речного пароходства.

sm-20180324_134558.jpg

Не так давно, в сентябре 2014 года, в Кобоне был открыт памятник легендарной «полуторке». Машину - одну из тех, что перевозили продовольствие, боеприпасы и беженцев в годы войны - нашли на дне Ладоги дайверы, подняли и восстановили.

sm-20180324_132549.jpg

Есть в Кобоне и памятник паровозу. Монумент представляет из себя его переднюю часть. Паровоз был привезён активистами из Пскова. Позже памятник был отреставрирован и стал частью музейной экспозиции.

sm-20180324_133446.jpg

В Кобоне есть два музея, посвященных "Дороги жизни". Один негосударственный, расположен в здании базы отдыха "Весёлый Роджер". Музей интересный, много подлинных экспонатов, в том числе поднятых со дна Ладоги. Но мы в него не пошли. На входе в музей и гостиницу висит проект создания в Кобоне историко-культурной зоны, посвященной блокаде и ледовой переправе. Планируется нечто грандиозное, особенно поразил воображение поезд с цистернами, уходящий в канал.

sm-20180324_133809.jpg

Но пока тут так:

sm-20180324_134319.jpg

Второй музей государственный, находится в бывшем здании школы. 14 мая 2010 года двухэтажный деревянный дом бывшей школы, где располагались музей Дороги жизни и музей поэта Александра Прокофьева, сгорел вместе со всеми экспонатами. Сохранились лишь каменная цокольная часть здания и крыльцо из путиловского известняка со стороны лицевого фасада. Однако к сентябрю 2015 года здание было полностью восстановлено по чертежам оригинала.

sm-20180324_140312.jpg

Это место на фотографии Прокудина-Горского, 1909 год.

Prokudin_01910v_Kobona_1909_2.jpg

Кроме того в Кобоне представляет интерес гранитный щитовой мост (северный водоспуск), входивший в Мариинскую водную систему.

sm-20180324_140407.jpg

А мы берегом Староладожского канала поехали дальше, в сторону деревни Черное. Канал здесь зарос лесом, вокруг сплошные болота.

sm-20180324_143020.jpg

Деревня Черное находится при Сатманском заливе, рядом в Ладогу полукругом вдается мыс Песоцкий
нос.

sm-20180324_151913.jpg

Чёрная раскинулась по обе стороны Новоладожского канала, половинки деревни соединены понтонным мостом.

Мост разводится оригинально. Он отстыковывается от одного берега и вращается как стрелка часов, освобождая русло канала. Управляется все это с помощью двух воротов с тросами и весьма колоритного мужчины, который крутит все это хозяйство, стоя на мосту.

sm-20180324_154313.jpg

Чуть дальше над домами возвышается Ильинская церковь 1874 года постройки. Еще совсем недавно она представляла жалкое зрелище: яркий верх, обшарпанный низ. Но теперь храм покрасили в спокойный желтый цвет и он смотрится вполне себе нормально.

sm-20180324_153423.jpg

До Ладоги от церкви совсем близко. Правда, озеро тут обмелевшее и заросшее и чтобы дойти до воды - надо постараться.

sm-20180324_152730.jpg

За деревней Черное дорога вдоль Староладожского канала заканчивается. Дальше либо по воде, либо морозной зимой по замерзшему каналу на машине. Через пару десятков километров будет нежилая деревня Дубно с дубновским водоспуском. Надеюсь, когда-нибудь исполнится моя мечта доехать на лодке с мотором от Шлиссельбурга до Новой Ладоги, тогда доберемся и до Дубно.

sm-20180324_140659.jpg
Tags: окрестности Петербурга
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments