Вот что из этого вышло.

Ко времени нашего похода в Питере уже три дня стояла плюсовая температура, снег благополучно растаял и, таща лыжи в машину, мы выглядели чуточку нелепо. Однако при приближении к Новгородской земле зарядил снежок. В районе Старой Руссы лес уже выглядел так, как и положено выглядеть лесу нормальной зимой:

Это внушало определенный оптимизм.

От Питера до рыбацкой деревни Взвад, откуда мы планировали стартовать, около 350 километров. По пути сделали несколько остановок. У танка КВ-1 в Парфино:

У Ясной поляны, где расположено большое воинское захоронение. Бои в этом районе шли лютые. Безвозвратные потери Советской Армии во время боев под Старой Руссой и Демянским выступом составили около 280000 человек!

И, наконец, у стелы "Город воинской славы" в Старой Руссе. Стела была открыта 28 ноября 2017 года, полностью готова только центральная колонна, а на малых колоннах пока ещё не установлены барельефы.

Короче, во Взвад удалось приехать только в половине третьего, хотя планировалось в час.

Взвад - деревня старинная, впервые упоминается в договорной грамоте Новгорода с великим тверским князем в 1264 году. Ранее во Взваде стояли Успенская церковь и Спасский монастырь. На месте церкви сейчас выстроен клуб по типовому проекту, а монастырь был упразднён во время реформ Екатерины II.
Дороги во Взваде заканчиваются, дальше только на лодке. Ну или на лыжах.

Припарковались мы около пристани, взглянули на Ловать и опечалились. Вся река была покрыта множеством зловещих проталин с водой. Первая мысль - развернуться и уехать. Но тут мы увидели бредущего по реке рыбака, а потом и снегоход проехал. Рыбак пришел к берегу и подтвердил, что лёд везде есть, но мокро.

И мы пошли. Ноги стали мокрыми уже метров через пятьсот.

Лыжный поход всё больше стал напоминать водный.

Лыжня.

Несколько раз пришлось переходить русла рек.

Амуниция выдерживала не у всех. Хорошо, что скотч он и в Африке скотч, замотали клейкой лентой лыжный ботинок и пошли дальше.

К мокрым лыжам налипал снег, поэтому по снежной цылине лыжи не скользили, по воде ехать было даже легче. Километра за три на горизонте появился маяк, идти стало веселее.

Километра за полтора до цели путь преградили густые кусты. Ломанулись было через них, но кусты не хотели заканчиваться. Пришлось возвращаться и обходить их слева.

Но всё-таки мы дошли до маяка! Шесть километров преодолели за два часа, средняя скорость составила 3 км/час. Что для тех условий вполне неплохо.

Нынешний маяк был установлен здесь после войны на месте взорванного.

Во время Великой Отечественной войны рядом с маяком разворачивались трагические события. В феврале 1943 наши пытались наступать с целью захватить Старую Руссу и перерезать шоссе Старая Русса - Шимск. Темной ночью, в белых масхалатах и с полной боевой выкладкой сюда, к маяку, на лыжах пришла 19-я лыжная бригада. В составе бригады было много якутов, которые хорошо ходили на лыжах и метко стреляли. Вообще-то в бригаде были не только якуты, она была многонациональной, но памятника удостоились только якутские стрелки. Он стоит в деревне Устрека.

(фото 2012 год)
Дальше наступление должно было продвигаться в сторону деревень Устрека и Ужин, но ничего не получилось. Наши солдаты были обнаружены противником. Немцы находились на высоком ильменском берегу, около Коростыни, а якутские стрелки вынуждены были наступать на открытом пространстве, по замёрзшему Ильменю. Они представляли собой хорошую цель для артиллерии и самолётов.

К вечеру 23 февраля 19-я бригада имела до 30 % потерь в личном составе. Ночью батальоны отошли и через озеро вернулись в пункт сосредоточения, наступление было сорвано. Но всё-таки тогда отбили деревни Взвад, Подборовка и Чертицко. А вот Старую Руссу удалось освободить лишь в феврале 1944 года. За 2,5 года оккупации здесь не осталось ни одного жителя...

(фото 2010 год)
Маяк работал вплоть до начала 80-х годов прошлого века. Сейчас не действует.

На маяк нам забраться не удалось. Его старинное валунное основание (которое не получилось снять, так как фототехника отсырела и отказалась работать) обледенело, а лыжные ботинки примерзли к креплению и отказывались открепляться от лыж.

В обратный путь вышли, когда солнце уже село. Половину пути пришлось идти в темноте. Но сквозь тучи светила луна и вдалеке горели огни Взвада. Заблудиться было сложно, на промоины внимания уже не обращали. Хотя последние 100-200 метров были незабываемы, так как пришлось идти по щиколотку в воде))
За полтора часа дошли до машин, вымокшие, но довольные. Мы всё-таки сделали это, ура!

Для заглавного кадра использована фотография авторства Петра Супруна
