frosya_hod (frosya_hod) wrote,
frosya_hod
frosya_hod

Categories:

Реликты недавнего прошлого

На двух противоположных концах Ленинградской области, там, где по прямой по Финскому заливу около ста километров, а по суше все триста, на берегах водоемов лежат два уникальных объекта. Их состояние на сегодняшний день в одном случае оставляет желать лучшего, во втором откровенно удручающее, но уникальными и единственными в своем роде они от этого быть не перестают.

Что же это за объекты?

Это железобетонные корабли.

sm-20160222_142119.jpg

Первый стоит аккурат напротив Выборгского замка.

sm-20160222_141754.jpg

Второй недалеко от города Усть-Луга, в месте впадения реки Луги в Финский залив.

20170720_175210.jpg

Впервые судно из армоцемента было построено в 1850 году. Это был прогулочная лодка, которая до самого конца XX века катала парижан по прудам в парках. Построил ее француз Ламбо. По запатентованному Ламбо проекту было построено 3 лодки, одна из которых использовалась затем на протяжении практически 50 лет.

i.jpg

Но настоящую революцию в этом отношении устроил норвежский инженер Николай Фегнер, который в 1917 году создал первое самоходное морское судно из железобетона. Назвал он его «Namsenfijord». Американцы построили подобный пароход-сухогруз «Faith» годом позже.

3.jpg

Пик строительства железобетонных кораблей пришелся на Первую и Вторую Мировые Войны. Строились они в основном в США, и строились на небольшой срок для оказания срочной помощи в военное время. Так как в те годы сталь была на вес золота, строили, собственно, из железобетона. На постройку каждого уходило не более одного месяца.

concrete-ship-14.jpg

Никто не думал, что они окажутся такими долговечными. После войны многие корабли использовались в качестве барж и сухогрузов.

4.jpg
(фото с сайта Регионавтика)

Преимуществами железобетонных судов являются:
1) существенная экономия металла (от 3 до 4 раз);
2) скорость и дешевизна постройки;
3) доступность материалов;
4) долговечность;
5) пожарная безопасность;
6) работа по постройке таких судов могла вестись неспециалистами, людьми крайне далекими от классического судостроения.

2.jpg

К основными недостатками можно отнести большую осадку за счет более тяжелого корпуса, зависимость строительства от погодных условий (в состав бетона входит вода, которая кристаллизуется при низких температурах), низкую маневренность и большой расход топлива, связанные так же с большим весом.

Текст курсивом - с сайта Геокешинг.

6.jpg

О всех сохранившихся на сегодняшний день железобетонных кораблях можно почитать тут: http://masterok.livejournal.com/168747.html

Что касается двух железобетонных кораблей, сохранившихся в Ленобласти, то выборгский корабль под названием "Бриз" был построен на Кубе в 1975 году. Работал в рыбколхозе под Выборгом, арендовался Российской Академией наук для проведения археологических работ.

sm-20160222_142047.jpg

В ночь с 13 на 14 января 1993 года корабль затонул. Когда "Бриз" был поднят,  обнаружилось, что все 4 кингстона были открыты, что свидетельствовало об умышленном затоплении корабля. В трюме отсутствовал бытовой холодильник "Стинол", что позволило сделать вывод, что редкое судно утопили ради холодильника.

sm-20160222_142214.jpg

Про корабль под Усть-Лугой сведений найти не удалось. Пишут, что он похож на немецкий лихтер проекта 1920-х годов.

20170720_180310.jpg

Железобетонный корабль сейчас используют рыбаки для удобства ловли.

20170720_175645.jpg

Он побольше выборгского "Бриза".

20170720_180230.jpg

Внутри царит мерзость запустения - в зловонной воде плавает всякий мусор.

20170720_175019.jpg

И всё-таки удивительно: как же это плавает и не тонет???

20170720_175522.jpg
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal