
Дойти до Борницкой лесной дачи непросто. С шоссе Гачина-Волосово, немного не доезжая Елизаветино, поворачиваем по указателю "Елизаветинский карьер 3 км". Дорога приведет к действующему карьеру. Шлагбаум обычно открыт, замечено присутствие сторожа с молодой овчаркой. Если дорога или ваш джип позволяет - можно проехать ещё пару километров до начала просеки на окраине Верепьевского поля. Мы же были в распутицу, по глубоким лужам ехать не рискнули, машину оставили у шлагбаума.
Начало дороги:

Скоро дорога приводит на Верепьевское поле. До войны тут располагалась небольшая старинная деревня Верепье ингерманландского происхождения. Название деревни переводится как "кривой бок".
С осени 1941 года в Верепье существовала одна из баз Волосовского партизанского отряда. Заходили сюда для пополнения запасов продовольствия и другие отряды. Это стало главной причиной уничтожения населенного пункта отрядом прибывших карателей. Часть деревни была сожжена фашистами в 1942 году, часть при отступлении в январе 1944 года. Впоследствии после освобождения деревня не была восстановлена.

Через Верепьевское поле проходит несколько полевых дорожек.

Нам нужна боковая левая, которая выведет к началу лесной просеки.
Лесная просека в середине весны выглядела так:

По словам встреченных нами в урочище товарищей на квадриках, летом эта дорога сильно зарастает, а после дождей раскисает и на велосипедах и квадроциклах по ней не проехать, только пешком, только хардкор.

Рядом располагается огромное Верепьевское болото. Для кабанчиков тут райский уголок, поэтому по пути встречаются охотничьи засидки.

Приблизительно через три километра наконец выходим к Борницкой лесной даче или урочищу Трудколония, как оно обозначено на Викимапии.

Со времен императора Павла I этот отрезок леса, граничащий с помещичьими владениями усадеб "Дылицы", "Пятая Гора" и "Малое Заречье", входил в состав лесной дачи Гатчинской дворцовой волости.

Здесь находились охотничьи угодья царской фамилии и существовал дом лесного смотрителя. Во второй половине XIX века была построена охотничья усадьба: двухэтажный каменный дом со службами. Она предназначалась для кратковременных остановок императорской семьи и их высочайших гостей.

В окрестные верепьевские леса неоднократно приезжали на охоту государи императоры Александр I, Александр II и Николай II. В их отсутствие здесь проживали многочисленные смотрители и лесные обходчики. Здесь находилось что-то вроде управления лесными угодьями.

Впоследствии за этой усадьбой закрепилось название Борницкая лесная дача, так как местный лесной массив был приписан к Борницкому участку.

После Октябрьской революции царская охота была упразднена и национализированную усадьбу заняла трудовая сельскохозяйственная коммуна. Она занималась добычей торфа.

С тридцатых годов в бывшей лесной усадьбе стало располагаться отделение психиатрической больницы имени П.П. Кащенко.

Когда началась война, пациентов психбольницы эвакуировать не успели. А фашисты с душевнобольными не церемонились:(

Это место упоминается в автобиографическом романе Александра Клейна "Дитя смерти".
Александр Клейн попал в плен, прошел гатчинский концлагерь и находился до момента освобождения на правах "пленного" переводчика у одного из немецких офицеров - Хорста фон Бляйхера по прозвищу "Барон", прибывшего в качестве "местного помещика" налаживать работу сельского хозяйства.

Вот что писал Александр Клейн в своей книге:
"В сухом месте, за урочищем, за болотами - был сумасшедший дом. Как немцы пришли, всех уничтожили. Они сумасшедших не держат. А сейчас в этом доме "РОА" стоит Рота или взвод Озорники. Так по девкам и шастают. Что плохо лежит в деревне - тянут. Хуже немцев... "

Уничтожение душевнобольных было совершено в ноябре 1941 года. Сам же больничный филиал враги сожгли скорее всего при отступлении, так как во время оккупации здесь базировалась группа власовцев - солдат Российской освободительной армии.

Сейчас на небольшой лесной полянке можно увидеть остатки нескольких сооружений. Сложены они из валунов и плитняка со вставками из красного кирпича.

Развалины побольше - это бывшее двухэтажное здание психиатрической больницы.

В развалинах поменьше находились хозяйственные постройки.

В 2012 году на областном уровне было принято решение о строительстве в урочище свинооткормочного комбината на 220 тысяч свиней. Началась настоящая битва за сохранение этого места. Пока что всё затихло...

Сейчас Борницкая лесная дача - место малопосещаемое, практически неизвестное, здесь тихо и пусто. Можно было бы даже сказать, что душевно, если не знать, какие ужасы и зверства тут происходили...

Где захоронены семьдесят несчастных расстрелянных или сожженных заживо обитателей психушки никому не известно...
